Школьный сайт
является важнейшим элементом информационной политики современного
образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач,
связанных с формированием информационной культуры участников образовательного
процесса.
В настоящих
рекомендациях сайт рассматривается с различных точек зрения:
ü
как организационно-управленческая проблема
(проектирование сайта, создание «сайтовой команды», ресурсы для создания и
поддержки);
ü
как информационно-технологическая проблема
(определение круга потенциальных пользователей и их информационных запросов,
информационная структура, сервисы, дизайн, техническое решение, хостинг);
ü
как инструмент взаимодействия и
самопозиционирования (размещаемые материалы, язык, представление уникальности,
неповторимости школы, ее опыта в различных областях деятельности);
ü
как педагогический инструмент (возможности
организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагогов и
учащихся, представление продуктов деятельности и достижений, создание летописи
школы);
ü
как инструмент формирования информационной
культуры участников образовательного процесса (точка входа в мировое
информационное пространство).
1. Проектирование школьного сайта. Потенциальные
пользователи и их информационные запросы. Работа над школьным сайтом должна
начинаться с проектирования. Школьный сайт, как и любой другой, — это сложная
информационная система. При его создании необходимо учесть и проанализировать
целый комплекс факторов: кто будет потребителем информации, что целесообразно
размещать на сайте, какова будет его структура и т. д.
Важно
понимать, что проектируется не школьный сайт вообще, а сайт конкретной школы со
своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией
образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает
особенности ОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно
гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре
сайта выглядели бы органично.
Первым этапом проектирования является
проведение сетевого мониторинга существующих школьных сайтов, осуществляемого
командой администраторов директор,
заместитель по УВР (ВР),
заместитель по ИТ (если есть), учитель информатики). В результате его
проведения и последующего обмена мнениями у школы должен быть четкий ответ на
следующие вопросы: «Зачем нашей школе нужен сайт?» и «Что может наша школа
получить благодаря наличию хорошего сайта?»
Вторым этапом является работа с
информационными пользователями школьного сайта. Успешно работающим будет лишь
ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан.
Адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы — это
уже выход на структуру будущего сайта.
Структура
информационных пользователей может быть представлена следующим
образом:
ü
Родители
o переходящих
со ступени на ступень
o обучающихся
o будущих
учеников
ü
Ученики
o учащиеся
школы
o готовящиеся
к поступлению
o выпускники
ü
Руководство
o администрация
других школ
o органы
управления образованием
ü
Учителя
o педколлектив
ОУ
o
профессиональное сообщество
o учителя в
поисках вакансий
ü
Потенциальные
партнеры
o
культурно-образовательные
o деловые
Кратко
охарактеризуем примерный перечень информационных запросов потенциальных
школьного сайта.
Родитель:
o содержание
образования в школе;
o особенности,
«изюминки» образовательной программы;
o условия
обучения (безопасность, организация досуга, работа столовой, медицинское
обслуживание, состояние библиотеки и медиатеки, обеспеченность учебного
процесса техникой и пр.)
o работа
службы сопровождения
Ученик:
o события
школьной жизни;
o система
дополнительного образования – в рамках школы и вне ее (на уровне района и
города);
o достижения
учеников;
o информация
об аттестации (экзамены, взаимодействие с вузами, ссылки на информационные
источники по вопросам ЕГЭ);
o
профконсультация (информация о возможностях продолжения
образования).
Руководство:
o
документация, регламентирующая деятельность ОУ (образовательная программа,
учебный план, авторские и экспериментальные программы, программа развития,
разнообразные положения, планы, анализ работы, локальные акты и пр.);
o организация
школьной жизни (службы, структуры, формы организации учебного процесса,
содержание опытно-экспериментальной работы и пр.)
Учитель:
o точка входа
в информационное пространство Сети (ссылки на образовательные ресурсы, словари,
энциклопедии, справочники, конкурсы, в которых учитель может участвовать
самостоятельно или со своими учениками)
o библиотека
результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности
o сайт как
отражение научно-методического опыта школы (методические разработки, программы,
сценарии, методы и результаты мониторинга и пр.)
Партнеры:
o достижения
школы, ее статус, имидж;
o площадка для
представления своих услуг.
Данный список
не претендует на законченность и призван лишь определить некоторое направление
при выработке структуры. Выявив перечень тех, на кого будет ориентирована
информация сайта, целесообразно выйти за пределы круга команды разработчиков и
организовать деловую игру. Сформировав команды по числу групп-адресатов
(родители, ученики, руководство, учителя, партнеры), нужно предложить им, войдя
в предложенную роль, сформулировать потенциальные информационные запросы
конкретных пользователей. Целесообразно проводить такую игру, когда абрис
структуры уже вырисовывается и необходимо уточнение, доводка, проверка тех
идей, которые выдвинула группа разработчиков. Возможен и другой путь: сначала
провести такую масштабную игру и собрать идеи от большого количества людей, а
потом уже обрабатывать, уточнять, корректировать полученное.
Независимо от
этапа проведения деловой игры сценарий ее видится следующим образом. Каждая
малая группа — это тот или иной адресат сайта. Участники должны, войдя в роль,
предположить, что им может и должно быть интересно узнать о школе и какая
именно информация (из всего, что интересно) адекватна сайту. Эти запросы нужно
организовать, структурировать и на их основе попытаться создать рубрики сайта
по каждой из групп потребителей информации. Рабочие группы представляют команде
разработчиков свои версии информационных запросов и предполагаемую структуру
меню. Та структура, которая получается в итоге этой работы, — наиболее полный
перечень пунктов меню сайта. Из него уже можно формулировать перечень
необходимых к включению в структуру компонентов сайта.
Третьим этапом является формирование
структуры школьного сайта.
После
определения круга пользователей и прогнозирования их информационных запросов
формируются элементы структуры сайта — перечень необходимых к включению
компонентов, которые нужно
структурировать в единую систему, адекватно отражающую
специфику школы и одновременно
понятную пользователю.
2. Структура школьного сайта. Хороший
сайт всегда имеет ясную и понятную
структуру, на нем легко
ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или
трехуровневую структуру: главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый
субпункт также имеет свою структуру. Например:
(рис.)
Структура не
должна быть слишком разветвленной, иначе пользователям будет сложно искать
нужную информацию. Вообще на одной страничке нормально воспринимается не более
семи пунктов. Каждый пункт меню должен носить короткое и понятное название.
Очень важно
оценить информацию с точки зрения востребованности. Чем более
востребована она, тем выше должен
быть размещен пункт меню, по которому эту информацию можно найти.
Отражается эта
структура в достаточно традиционном для веб-строительства (не только школьных
сайтов) разделе, который носит название «Карта сайта». Обычно это
многоуровневый список разделов и
подразделов сайта, размещенный на одной странице.
Именно с него часто пользователь
начинает знакомство с сайтом. Используется раздел
следующим образом: рассмотрев
карту сайта, пользователь имеет возможность увидеть весь сайт целиком, понять
его логику, увидеть структуру, сориентироваться и найти нужную информацию.
Кроме того, карта предназначена для поиска разделов, размещение которых в
структуре сайта интуитивно непонятно.
Обобщим
сказанное выше:
1. Карта —
важный и нужный компонент школьного веб-ресурса, показывающий как структуру
самого сайта, так и специфику школы в целом.
2. На карте
школьного сайта рекомендуется использовать не более 2-3 уровней вложения;
большее количество уровней только запутает посетителя.
3. Важной
особенностью структуры сайта (и отражающей ее карты) является сочетание
нормативного и вариативного компонентов содержания.
3. Хостинг. Создание веб-сайта обычно
происходит на локальном компьютере (исключая ситуацию с онлайн-конструкторами,
требующими работы в Сети). Готовый сайт размещается в Интернет, для чего
используются услуги хостинга. Понятие «хостинг» означает размещение сайта в
Интернете.
Размещенный в
Интернете сайт должен иметь электронный адрес – домен. Домены могут быть разных
уровней, но обычно ведут разговор о доменах первого, второго и третьего
уровней. Чем меньше уровень домена, тем короче его название. Например, домен
третьего уровня выглядит следующим образом: http://school№1234.narod.ru. Эта
запись обозначает, что сайт школы (school1234) размещен на бесплатном сервере
(Narod), находящемся в русском сегменте Сети (RU). Поисковые машины сначала
выйдут на домен первого уровня – ru, потом – на второй уровень – сервер narod,
и только уже потом на сайт школы.
Интеграция
сайта в веб-среду происходит быстрее и активнее при наличии домена
второго уровня. Домен второго
уровня представляет собой следующую запись: «http://school1234.ru». В данном
случае ru является доменом первого уровня с обозначением русского сегмента
Сети.
Домен второго
уровня в доменной зоне RU стоит около 20 долларов в год. При этом для школьного
сайта стоит рассмотреть возможность получения т. н. регионального домена: для
Петербурга, например, SPB.RU. Эти домены имеют статус «региональных», но такой
статус выше, чем у простых третьеуровневых: так, сайт «school1234.spb.ru»
оказывается статусно выше, чем «http://school.narod.ru». Получение
регионального домена возможно лишь при использовании платного хостинга.
Применительно
к школьному сайту имеет смысл говорить о 2-х типах хостинга.
Бесплатный хостинг. Из положительных
моментов можно отметить только один: услуга не требует вложения средств. При
этом размещение сайта на бесплатном хостинге связано с рядом негативных
моментов:
o «чужая»
реклама на страницах сайта, не всегда соответствующая статусу школьного
веб-ресурса;
o отсутствие
гарантий сохранности информации;
o слабая
техподдержка или ее полное отсутствие;
o домен 3-го
уровня.
Сайт на бесплатном хостинге часто
расценивается как непрофессиональный или неофициальный ресурс, находящийся на
периферии интересов владельца, в некоторых случаях снижает его авторитет в
глазах пользователей.
Платный хостинг (другое название -
виртуальный сервер (Majordomo.Ru, Valuehost.Ru, Caravan.Ru, Masterhost.Ru и др.) Услуга имеет невысокую стоимость – 200-300 рублей в
месяц. При этом служба размещения сайтов предоставляет владельцу следующие
услуги:
ü
круглосуточная техническая поддержка;
ü
собственная почта и статистика;
ü
возможность создания собственных поддоменов —
своего рода «вторичных адресов»
(необходимый компонент, если в
структуре сайта предполагается создание субпроектов,
например, школьной веб-газеты,
сайтов классов, методических объединений учителей-
предметников и т. д.);
ü
backup (восстановление) информации (если с
сайтом что-то случится — хакерская атака, ошибка хостера и др. — всегда можно
восстановить его состояние, бывшее некоторое время назад; у современного
хостера правилом является ежедневный backup, т. е. максимум, что можно
потерять, — обновления за 1 день);
ü
возможность работы с динамическими сайтами,
возможность установить форум;
ü
домен 2-го уровня.
Таким образом,
учитывая невысокую стоимость услуги и разнообразные дополнительные возможности,
виртуальный сервер – приемлемый вариант хостинга школьного сайта.
При этом стоит
обратить внимание на описанное выше предложение по работе с «Конструктором школьных сайтов»:
в этом случае хостинг с дисковым пространством 500
мегабайт обойдется школе в 1500
рублей в год (125 руб./мес.), т.е. вдвое дешевле, чем у коммерческих фирм. Полный вариант документа (в формате .doc) можете скачать с сервера.
|