Воскресенье, 05.05.2024, 22:49

Кружок "Сайтостроитель" ООШ с.Новые Карьявды

О нашем сайте
ТЕГИ
Поиск
Форма входа
МЕНЮ
Категории раздела
Мои файлы [2]
Справочники, учебники [4]
Друзья сайта
  • Сайт Карьяуды
  • МОУ СОШ с.Новобалтачево
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования РБ
  • Чекмагушевский отдел образования
  • МОУ-гимназия с.Чекмагуш
  • Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 26
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта
    [ Скачать с сервера (1.50 Mb) ] 24.01.2011, 19:03

    Школьный сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.

    В настоящих рекомендациях сайт рассматривается с различных точек зрения:

    ü    как организационно-управленческая проблема (проектирование сайта, создание «сайтовой команды», ресурсы для создания и поддержки);

    ü    как информационно-технологическая проблема (определение круга потенциальных пользователей и их информационных запросов, информационная структура, сервисы, дизайн, техническое решение, хостинг);

    ü    как инструмент взаимодействия и самопозиционирования (размещаемые материалы, язык, представление уникальности, неповторимости школы, ее опыта в различных областях деятельности);

    ü    как педагогический инструмент (возможности организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагогов и учащихся, представление продуктов деятельности и достижений, создание летописи школы);

    ü    как инструмент формирования информационной культуры участников образовательного процесса (точка входа в мировое информационное пространство).

    1. Проектирование школьного сайта. Потенциальные пользователи и их информационные запросы. Работа над школьным сайтом должна начинаться с проектирования. Школьный сайт, как и любой другой, — это сложная информационная система. При его создании необходимо учесть и проанализировать целый комплекс факторов: кто будет потребителем информации, что целесообразно размещать на сайте, какова будет его структура и т. д.

    Важно понимать, что проектируется не школьный сайт вообще, а сайт конкретной школы со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично.

    Первым этапом проектирования является проведение сетевого мониторинга существующих школьных сайтов, осуществляемого командой администраторов директор,

    заместитель по УВР (ВР), заместитель по ИТ (если есть), учитель информатики). В результате его проведения и последующего обмена мнениями у школы должен быть четкий ответ на следующие вопросы: «Зачем нашей школе нужен сайт?» и «Что может наша школа получить благодаря наличию хорошего сайта?»

    Вторым этапом является работа с информационными пользователями школьного сайта. Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан. Адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы — это уже выход на структуру будущего сайта.

    Структура информационных пользователей может быть представлена следующим

    образом:

    ü  Родители

    o переходящих со ступени на ступень

    o обучающихся

    o будущих учеников

    ü  Ученики

    o учащиеся школы

    o готовящиеся к поступлению

    o выпускники

    ü  Руководство

    o администрация других школ

    o органы управления образованием

    ü  Учителя

    o педколлектив ОУ

    o профессиональное сообщество

    o учителя в поисках вакансий

    ü  Потенциальные партнеры

    o культурно-образовательные

    o деловые

    Кратко охарактеризуем примерный перечень информационных запросов потенциальных школьного сайта.

    Родитель:

    o содержание образования в школе;

    o особенности, «изюминки» образовательной программы;

    o условия обучения (безопасность, организация досуга, работа столовой, медицинское обслуживание, состояние библиотеки и медиатеки, обеспеченность учебного процесса техникой и пр.)

    o работа службы сопровождения

    Ученик:

    o события школьной жизни;

    o система дополнительного образования – в рамках школы и вне ее (на уровне района и города);

    o достижения учеников;

    o информация об аттестации (экзамены, взаимодействие с вузами, ссылки на информационные источники по вопросам ЕГЭ);

    o профконсультация (информация о возможностях продолжения

    образования).

    Руководство:

    o документация, регламентирующая деятельность ОУ (образовательная программа, учебный план, авторские и экспериментальные программы, программа развития, разнообразные положения, планы, анализ работы, локальные акты и пр.);

    o организация школьной жизни (службы, структуры, формы организации учебного процесса, содержание опытно-экспериментальной работы и пр.)

    Учитель:

    o точка входа в информационное пространство Сети (ссылки на образовательные ресурсы, словари, энциклопедии, справочники, конкурсы, в которых учитель может участвовать самостоятельно или со своими учениками)

    o библиотека результатов учебно-исследовательской и проектной

    деятельности

    o сайт как отражение научно-методического опыта школы (методические разработки, программы, сценарии, методы и результаты мониторинга и пр.)

    Партнеры:

    o достижения школы, ее статус, имидж;

    o площадка для представления своих услуг.

    Данный список не претендует на законченность и призван лишь определить некоторое направление при выработке структуры. Выявив перечень тех, на кого будет ориентирована информация сайта, целесообразно выйти за пределы круга команды разработчиков и организовать деловую игру. Сформировав команды по числу групп-адресатов (родители, ученики, руководство, учителя, партнеры), нужно предложить им, войдя в предложенную роль, сформулировать потенциальные информационные запросы конкретных пользователей. Целесообразно проводить такую игру, когда абрис структуры уже вырисовывается и необходимо уточнение, доводка, проверка тех идей, которые выдвинула группа разработчиков. Возможен и другой путь: сначала провести такую масштабную игру и собрать идеи от большого количества людей, а потом уже обрабатывать, уточнять, корректировать полученное.

    Независимо от этапа проведения деловой игры сценарий ее видится следующим образом. Каждая малая группа — это тот или иной адресат сайта. Участники должны, войдя в роль, предположить, что им может и должно быть интересно узнать о школе и какая именно информация (из всего, что интересно) адекватна сайту. Эти запросы нужно организовать, структурировать и на их основе попытаться создать рубрики сайта по каждой из групп потребителей информации. Рабочие группы представляют команде разработчиков свои версии информационных запросов и предполагаемую структуру меню. Та структура, которая получается в итоге этой работы, — наиболее полный перечень пунктов меню сайта. Из него уже можно формулировать перечень необходимых к включению в структуру компонентов сайта.

    Третьим этапом является формирование структуры школьного сайта.

    После определения круга пользователей и прогнозирования их информационных запросов формируются элементы структуры сайта — перечень необходимых к включению

    компонентов, которые нужно структурировать в единую систему, адекватно отражающую

    специфику школы и одновременно понятную пользователю.

     

    2. Структура школьного сайта. Хороший сайт всегда имеет ясную и понятную

    структуру, на нем легко ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или трехуровневую структуру: главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый субпункт также имеет свою структуру. Например:

     (рис.)

     

    Структура не должна быть слишком разветвленной, иначе пользователям будет сложно искать нужную информацию. Вообще на одной страничке нормально воспринимается не более семи пунктов. Каждый пункт меню должен носить короткое и понятное название.

    Очень важно оценить информацию с точки зрения востребованности. Чем более

    востребована она, тем выше должен быть размещен пункт меню, по которому эту информацию можно найти.

    Отражается эта структура в достаточно традиционном для веб-строительства (не только школьных сайтов) разделе, который носит название «Карта сайта». Обычно это

    многоуровневый список разделов и подразделов сайта, размещенный на одной странице.

    Именно с него часто пользователь начинает знакомство с сайтом. Используется раздел

    следующим образом: рассмотрев карту сайта, пользователь имеет возможность увидеть весь сайт целиком, понять его логику, увидеть структуру, сориентироваться и найти нужную информацию. Кроме того, карта предназначена для поиска разделов, размещение которых в структуре сайта интуитивно непонятно.

    Обобщим сказанное выше:

    1. Карта — важный и нужный компонент школьного веб-ресурса, показывающий как структуру самого сайта, так и специфику школы в целом.

    2. На карте школьного сайта рекомендуется использовать не более 2-3 уровней вложения; большее количество уровней только запутает посетителя.

    3. Важной особенностью структуры сайта (и отражающей ее карты) является сочетание нормативного и вариативного компонентов содержания.

    3. Хостинг. Создание веб-сайта обычно происходит на локальном компьютере (исключая ситуацию с онлайн-конструкторами, требующими работы в Сети). Готовый сайт размещается в Интернет, для чего используются услуги хостинга. Понятие «хостинг» означает размещение сайта в Интернете.

    Размещенный в Интернете сайт должен иметь электронный адрес – домен. Домены могут быть разных уровней, но обычно ведут разговор о доменах первого, второго и третьего уровней. Чем меньше уровень домена, тем короче его название. Например, домен третьего уровня выглядит следующим образом: http://school№1234.narod.ru. Эта запись обозначает, что сайт школы (school1234) размещен на бесплатном сервере (Narod), находящемся в русском сегменте Сети (RU). Поисковые машины сначала выйдут на домен первого уровня – ru, потом – на второй уровень – сервер narod, и только уже потом на сайт школы.

    Интеграция сайта в веб-среду происходит быстрее и активнее при наличии домена

    второго уровня. Домен второго уровня представляет собой следующую запись: «http://school1234.ru». В данном случае ru является доменом первого уровня с обозначением русского сегмента Сети.

    Домен второго уровня в доменной зоне RU стоит около 20 долларов в год. При этом для школьного сайта стоит рассмотреть возможность получения т. н. регионального домена: для Петербурга, например, SPB.RU. Эти домены имеют статус «региональных», но такой статус выше, чем у простых третьеуровневых: так, сайт «school1234.spb.ru» оказывается статусно выше, чем «http://school.narod.ru». Получение регионального домена возможно лишь при использовании платного хостинга.

    Применительно к школьному сайту имеет смысл говорить о 2-х типах хостинга.

    Бесплатный хостинг. Из положительных моментов можно отметить только один: услуга не требует вложения средств. При этом размещение сайта на бесплатном хостинге связано с рядом негативных моментов:

    o «чужая» реклама на страницах сайта, не всегда соответствующая статусу школьного веб-ресурса;

    o отсутствие гарантий сохранности информации;

    o слабая техподдержка или ее полное отсутствие;

    o домен 3-го уровня.

    Сайт на бесплатном хостинге часто расценивается как непрофессиональный или неофициальный ресурс, находящийся на периферии интересов владельца, в некоторых случаях снижает его авторитет в глазах пользователей.

    Платный хостинг (другое название - виртуальный сервер (Majordomo.Ru, Valuehost.Ru, Caravan.Ru, Masterhost.Ru и др.) Услуга имеет невысокую стоимость – 200-300 рублей в месяц. При этом служба размещения сайтов предоставляет владельцу следующие услуги:

    ü  круглосуточная техническая поддержка;

    ü  собственная почта и статистика;

    ü  возможность создания собственных поддоменов — своего рода «вторичных адресов»

    (необходимый компонент, если в структуре сайта предполагается создание субпроектов,

    например, школьной веб-газеты, сайтов классов, методических объединений учителей-

    предметников и т. д.);

    ü  backup (восстановление) информации (если с сайтом что-то случится — хакерская атака, ошибка хостера и др. — всегда можно восстановить его состояние, бывшее некоторое время назад; у современного хостера правилом является ежедневный backup, т. е. максимум, что можно потерять, — обновления за 1 день);

    ü  возможность работы с динамическими сайтами, возможность установить форум;

    ü  домен 2-го уровня.

    Таким образом, учитывая невысокую стоимость услуги и разнообразные дополнительные возможности, виртуальный сервер – приемлемый вариант хостинга школьного сайта.

    При этом стоит обратить внимание на описанное выше предложение по работе с «Конструктором школьных сайтов»: в этом случае хостинг с дисковым пространством 500

    мегабайт обойдется школе в 1500 рублей в год (125 руб./мес.), т.е. вдвое дешевле, чем у коммерческих фирм. 

    Полный вариант документа (в формате .doc) можете скачать с сервера.


    Категория: Мои файлы | Добавил: Halit
    Просмотров: 4229 | Загрузок: 336 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: